home portfolio music music video contact links rss
Всего статей - 158
 логин   
 пароль
| Регистрация

Общий раздел

Для учеников

Мультимедиа

Дополнительно

Облако меток

best (7)
Welcome (1)
Внеклассная работа (12)
Дидактические материалы (17)
ИКТ (6)
Методика (29)
Работы учащихся (42)
Сценарий уроков (22)
Теоретические вопросы (6)
Тесты (1)
яВсе статьи (12)

Это flash облако тегов вы можете найти на сайте "WordPress плагины". Для показа облака необходим Flash Player 9 или выше.

Возможности и перспективы внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс

Отличительными признаками персонального компьютера (ПК) в качестве электронного ТСО является автоматичность и наличие обратной связи. Дидактическими преимуществами ПК по сравнению с другими средствами обучения – полифункциональность, интерактивность, диалоговое взаимодействие, многообразие режимов и организационных форм работы.

В компьютерной дидактике важными считаются следующие принципы:
обусловленность, необходимость, информативность, надежность.
Принцип обусловленности предполагает четкое определение условий в применении ПК в зависимости от содержания, цели и этапов обучения, возрастных особенностей, методов обучения.
Принцип необходимости обуславливает применение ПК только в том случае, если это позволяет повысить эффективность учебного процесса по какому-либо параметру, т.е. увеличить скорость усвоения материала, активизировать речевую деятельность, достичь учебной цели наиболее рациональным способом, облегчить работу преподавателя и обучаемого, сократить время обучения.
Принцип информативности раскрывает преимущество ПК в качестве средства справочно-информационного обеспечения учебного процесса.
Принцип надежности позволяет провести «ревизию ЗУН» в кратчайшие сроки с наивысшей степенью объективности.

Специфические принципы компьютерной дидактики – диалоговое взаимодействие, интерактивность, адаптивность, дружеский интерфейс.
Диалоговое взаимодействие – принцип человеческого общения в обучающей системе ПК.
Интерактивность – показатель дидактической эффективности и высокой степени интеллектуальности обучающих систем ПК.
Адаптивность – возможность приспособления обучающих систем ПК к особенностям конкретного процесса обучения, обеспечения индивидуального темпа работы и способа разложения материала, осуществление оптимальной стратегии управления процессом обучения.
Дружеский интерфейс – положительный эмоциональный фон в процессе обучения с использованием ПК, удобные формы обмена информацией, оптимальный темп и ритм взаимодействия, наличие средств помощи и обратной связи, наличие средств защиты от ошибок.
Возможности использования ПК в обучении определяются его способностью к имитации речемыслительной деятельности человека по переработке текстовой информации.

ПК выступает в роли преподавателя и репетитора, средства воссоздания условий деятельности, обучаемого, инструмента деятельности эксперта;

Возможности использования ПК не ограничены, функции рассматриваются в качестве обучающего и в качестве инструмента деятельности. Виды компьютерных средств разнообразны: текстовые редакторы, базы данных, экспертные системы, Интернет.

Функции компьютера в качестве инструмента деятельности учителя позволяют применять его для оптимизации управления обучением, повышения эффективности и объективности учебного процесса при значительной экономии времени учителя по следующим направлениям:

—  получение информационной поддержки;
—  диагностика, регистрация и систематизация параметров обучения;
—  работа с учебными материалами (поиск, анализ, оформление, создание);
—  организация коллективной работы;
—  осуществление обучения;

Важное достоинство ПК как инструмента деятельности учителя – это анализ деятельности ученика, возможность точно и оперативно строить деятельность на основе индивидуальной схемы гибкого управления обучения. В основе деятельности лежат принципы дидактики.

Принцип созидательности в условиях компьютерного обучения обеспечивается возможностью выбора сознательным учеником собственной стратегии достижения учебной цели. ПК может предоставлять новую информацию по запросу учащегося именно в тот момент, где он осознает ее необходимость.
Принцип доступности реализуется благодаря ориентации процесса на возрастные особенности пользователей, на уровень владения ПК.
Принцип активности заложен в самом процессе компьютерного обучения, поскольку инициатором работы всегда является пользователь. Взаимодействие является интерактивным, т.е. обоюдно активным. Именно интерактивность рассматривается как показатель дидактической эффективности компьютерной обучающей системы и компьютерных программ по русскому языку.
Принцип систематичности и последовательности воплощается по средствам последовательной подачи порций системно-организованного учебного процесса.
Принцип прочного усвоения знаний носит гарантированный характер благодаря наличию постоянной обратной связи, увеличению времени на индивидуальную тренировку и широкую сеть возможности самостоятельной работы для ликвидации пробелов знаний.
Принцип учета индивидуальных особенностей осуществляется благодаря мощному потенциалу компьютерных средств по адаптации к нуждам конкретного пользователя:

—   широкий выбор компьютерных программ;
—   индивидуальный темп работы;
—   индивидуальный набор средств поддержки обучения (справочных материалов, ключей, подсказок);
—   адаптивные формы предъявления учебного материала (по объему, форме и режиму).

Принцип наглядности реализуется возможностью использования всех видов вербальной и невербальной наглядности:

—   статических визуальных средств (тексты, рисунки, схемы, таблицы, графики);
—   динамических визуальных средств (мультипликация, видеодорожка);
—   аудитивных средств (музыка, шумовое и текстовое сопровождение);

Использование мультимедийных технологий – не «панацея», оно оправдано тогда и только тогда, когда их применение повышает скорость усвоения, объем, качество приобретаемых знаний, умений и навыков по сравнению с традиционными образовательными технологиями, способствует более точному формированию понятий и образов, представляет учащемуся дополнительные средства для самореализации.

Виды распространенных компьютерных программ:

демонстрационные программы, электронные справочники и энциклопедии,
программы-тренажеры, электронные учебники и программно-методические комплексы по предметам, обучающие игры, средства дистанционного управления, средства моделирования и конструирования.

Обучающая программа должна давать учителю и ученику средства и возможность, которые не могут быть представлены традиционными формами обучения или недоступны в школе по соображениям безопасности или себестоимости.

Может быть, мы с вами приблизим то время, когда компьютер будет таким же традиционным и бесспорным инструментом и средством обучения, как мел и доска.


Опубликовано 5.09.2022 в категории Методика |
Количество слов: 699 | Количество просмотров: 304 просмотров | Печать Печать
Метки: , ,

Оставьте комментарий




:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!:

(обязательно)



Автор сайта

Щукина Надежда Михайловна
учитель английского языка, зав. кафедрой ИЯ, Заслуженный учитель РХ, МОУ “Гимназия”, г.Абакан, р. Хакасия.

Подробнее...


Голосование
    Sorry, there are no polls available at the moment.

Цитаты
“By all means marry; if you get a good wife, you'll be happy. If you get a bad one, you'll become a philosopher.”
- Socrates

Галерея

сиалис санкт петербург