ELT: Чтение как эффективная система профильной подготовки учащихся
Почти все так называемые «новые технологии» – это хорошо забытые старые. Среди них и метод проектов, под которым понимают способ организации учебной деятельности учащихся, дающий бесконечный простор для творчества, повышающий эффективность урока. Виды и формы проектов разнообразны, начиная с элементов самостоятельной работы учащихся и заканчивая обобщением по теме с тестовым контролем.
Известный учебный курс «Cambridge English for Schools» и русская его разновидность «Cambridge English for Schools in Russia» предлагают нетрадиционную форму тренировки и контроля учащихся – создание «Коробки Упражнений» (Exercise Box – ЕВ).
Смысл создания ЕВ заключается в том, что учащиеся самостоятельно создают контрольные и тренировочные материалы (КТМ). Это повышает мотивацию и дает детям ощущение востребованности, так как создание КТМ можно рассматривать и как игровой элемент.
Авторы курса советуют начать создание самостоятельных КТМ со второго года обучения, начиная с отдельных заданий, чтобы с четвертого года обучения учащиеся могли создавать уже собственные тесты. Но, как показывает опыт, начинать создавать КТМ можно практически через месяц после начала обучения.
Создание ЕВ может носить как индивидуальный, так и групповой или парный характер исполнения. Разные дети психологически настроены по-разному, и поэтому не стоит сильного ученика ставить в пару со слабым, чтобы он мог показать свое превосходство, а вот несколько слабых учеников стоит объединить, чтобы у них хоть что-то получилось, и это придало бы им уверенности в своих силах и укрепило желание учиться.
Создание КТМ возможно и на уроке, и в качестве домашнего задания. Но, естественно, первоначально необходимо провести урок, объясняющий, что и для чего мы будем делать, показать возможные образцы:
Созданные детьми КТМ можно использовать по-разному: ими могут обменяться соседи, можно выдать их в качестве дополнительного задания ученику, уже справившемуся с классной работой, или тому, кому надо исправить плохую оценку, можно использовать эти КТМ и в качестве д/з, или спустя некоторое время дать ученику им же созданное задание. Можно даже обмениваться заданиями между классами.
Авторы курса предлагают для каждого класса завести довольно вместительную обувную коробку и писать КТМ на картонках: с одной стороны задание, а с другой – ответ. Практика показывает, что ученик не в силах удержаться от соблазна посмотреть ответ еще до того, как выполнит упражнение. И поэтому, чтобы не провоцировать ребенка, можно оставлять в ЕВ только карточки заданий, а вот карточки ответов могут находиться в другой коробке у учителя. Естественно, необходимо проверить все КТМ, которые создают ученики, на наличие ошибок до того, как они попадут в ЕВ.Очень часто при выполнении заданий учащиеся допускают ошибки не из-за того, что плохо знают материал, а потому что невнимательно читают сам текст задания, инструкцию. Самостоятельное создание КТМ позволяет решить эту проблему, так как, для того чтоб что-либо создать, это нужно осмыслить. В качестве подсказки или образца упражнения ученикам предлагается Лист Идей (Ideas List), где приведены примеры
возможных КТМ. Если в 6 классе этот лист включает в себя 10 примеров, то в 9 – уже 20. Сначала ребенок учится действовать по шаблону, а потом уже может проявить свое творческое начало.
Шаблон необходим слабому ученику, чтоб он смог создать подобное, почувствовать себя уверенней и получить лучшую оценку (это тоже мотивация!), а сильного ученика он только подтолкнет к творчеству. Кроме того, давно известно, что, когда человек что-то создает сам, эти знания прочнее и надежнее закрепляются в долговременной, а не в оперативной памяти. Создание + исполнение = знание: вот такая формула получается после использования на уроках ЕВ.
В принципе любой учебник и даже пособия для домашнего чтения могут служить базой для создания КТМ. Детям кажется, что это игра, и даже хочется создать что-то очень интересное или очень сложное, чтобы соседу было нелегко сделать данное упражнение.
С другой стороны, обычно ученик, видя сложное задание, пытается сделать его наугад или вообще не делать, но когда он знает, что это задание создал его сосед, такой же ученик, как он, это подхлестывает его азарт, ему хочется во что бы то ни стало сделать это задание, ведь ребятам важно одобрение не только учителя, но и сверстников.
Наверное, следует напомнить ребятам, что надо беречь чужой труд и не писать ответы прямо на карточке заданий, используя для этого чистый лист или тетрадь. Кстати, чтоб карточки ответов легко было найти, достаточно поставить на обеих карточках (вопросов и ответов) одинаковый номер, как в библиотеке (или пользоваться цветными бланками).
Так сложилось, что я использую для создания ЕВ не только коробку с карточками, но и компьютер, где есть одноименная папка с файлами. Единственными умениями и навыками учащихся в информатике, необходимыми для создания ЕВ на ПК, является знание текстового процессора Word и графического редактора Paint. По существующей программе ИКТ школьники должны это знать к концу 5 класса.
Можно использовать создание ЕВ и в качестве интегрированного урока. Например, учащиеся за компьютерами создают задание, а потом либо меняются компьютерами, либо учитель перебрасывает задания по локальной сети, произведя обмен. После этого ученик уже начинает выполнять полученное задание, а затем сохранит под своим именем, чтоб учитель, если не успеет проверить во время урока, мог посмотреть файл в любое другое время.
Часто учителя жалуются, что на учебник времени едва хватает, откуда же ему взяться на дополнительные задания, такие, как, например, создание ЕВ? С этим можно справиться довольно просто, если задавать создание КТМ для ЕВ на дом или на уроке сильному ученику, освободившемуся раньше других.
Кстати, с приходом в жизнь детей «Готовых домашних заданий», которые превращают домашние задания в простое списывание, такой индивидуальный подход может принести пользу, хотя учащиеся сначала будут недовольны.
На мой взгляд, такая форма тренировки и контроля знаний и умений учащихся отвечает всем современным педагогическим тенденциям – индивидуализации и гуманизации образовательного процесса. Так, несложная работа по созданию ЕВ заменяет собой трудоемкий процесс натаскивания.
Использование нетрадиционных методов обучения иностранному языку повышает мотивацию учащихся, создает атмосферу учения с увлечением, помогает повысить качество обучения.
Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности. Оно может выступать как целью, так и средством обучения. С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям человечества, знакомится с искусством и жизнью других народов. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности. С помощью чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов у учеников, формируются грамматические навыки.
В чтении, как и в других аспектах, существуют разные его виды, и все они направлены на достижение разных целей. Выделяются четыре вида чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое.
Изучающее — направлено на проникновение в смысл текста при помощи его анализа, предполагается полнота и точность понимания.
Ознакомительное чтение представляет собой извлечение основной информации, для него характерны большие тексты.
Целью просмотрового чтения является получение общей информации о содержании текста.
И, наконец, поисковое чтение направлено на извлечение конкретной информации.
Объектом моего изучения является поисковое чтение и его контроль. Я выбрала этот вид чтения, так как он является самым коммуникативным. Им пользуются каждый день в повседневной жизни, когда хотят узнать какую-либо информацию из газеты, объявления, расписания. Поисковое чтение используется в профессионально-бытовой сферах жизни. Этот вид чтения предполагает высокий уровень сформированности умения чтения. Поэтому, именно на среднем этапе изучения иностранного языка целесообразно начинать обучение поисковому чтению.
Поисковое чтение тесным образом связано с другими видами речевой деятельности – с письмом, аудированием, говорением. При обучении иностранному языку это необходимо учитывать и развивать эти виды речевой деятельности во взаимосвязи .
Если в процессе овладения поисковым чтением применить эффективный контроль этого вида речевой деятельности, то он будет способствовать:
— обогащению лексических навыков;
— обогащению грамматических навыков;
— обогащению фонетических навыков;
— стимулированию к разговорной практике;
— мотивации к изучению иностранного языка.
— формированию умственной деятельности учащихся;
Задачами моей работы является:
— изучение современного состояния проблемы;
— раскрытие сущности и функций контроля, его виды;
— разработка методов контроля.
В зависимости от целевой установки различают ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.
Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации.
При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.
Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Именно изучающее чтение учит б Просмотровое чтение предполагает получения общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтения текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата.
А теперь необходимо подробнее остановиться на поисковом чтении.
Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает поисковому чтению без детального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискурсивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам (5,266).
В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.ережному отношению к тексту.
Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.
Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения выработку «стратегии понимания». В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста.
В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения, скорость и необходимость решения определенных позновательно-коммуникативных задач в процессе чтения. Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований:
— они строятся на базе активно усвоенной лексики и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде;
— ответ на предваряющий вопрос должен отражать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому-либо одному предложению из текста;
— вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста.
Кроме этого, обучаемые выполняют ряд упражнений с текстом, обеспечивающих конкретному виду чтения навыков и умений.
Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности(13,45).
Говоря о контроле чтения, как такового, необходимо сказать, что его нужно рассматривать с точки зрения результата обученности, а не оценки. Для этого и существуют разнообразные программы, которые помогают учителям добиваться поставленных целей в освоение того или иного вида чтения учениками. На среднем этапе изучения иностранного языка в общеобразовательной школе предусматривается своя программа, в которой изложено то, что должен уметь ученик по окончанию этого курса:
В области обучения чтению учащимся предоставляется возможность овладеть умениями читать, понимать и осмысливать содержания текстов с разной глубиной и точностью проникновения в содержащуюся в них информацию:
а) с извлечением основной информации (ознакомительное чтение);
б) с извлечением полной информации (изучающее чтение);
в) с извлечением нужной (интересующей) информации (просмотровое/ поисковое чтение).
Задачи поискового чтения и учебные действия, подлежащие формированию. Задачи:
— определить тему;
— выбрать главные факты из текста, опуская второстепенные.
Учебные действия:
— прогнозировать содержание по заголовку, началу текста;
— выделить в тексте смысловые вехи;
— обходить незнакомые слова, немешающие выбору интересующей информации.
Показатели понимания текста:
а) Невербальная реакция на прочитанное.
— эмоционально отреагировать на информацию (улыбка, смех);
— проиллюстрировать с помощью рисунка, схемы.
б) Вербальная реакция на прочитанное.
— выделять необходимые факты, отделять основную информацию от второстепенной;
— предвосхищать возможные события/факты;
— определять свое отношение к прочитанному;
— раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
— понимать аргументацию;
— определять свою точку зрения на прочитанное, извлекать необходимую/интересующую информацию..
В методической литературе обычно выделяются следующие виды контроля: предварительный, текущий, периодический, итоговый. Основанием для выделения этих видов контроля является специфика дидактических задач на различных этапах обучения: текущий контроль проводится в процессе усвоения нового учебного материала, периодический применяется для проверки усвоения значительного объема изученного материала; с помощью итогового контроля выявляется степень овладения учебным материалом за определенный период времени. Таким образом, все виды контроля в какой-то степени повторяют логику учебного процесса.
Предварительный контроль необходим для получения сведений об исходном уровне познавательной деятельности учащегося, о понимания им целей изучения иностранного языка, об индивидуальных особенностях личности, имеющих значение для овладения иноязычной речевой деятельностью в целях общения. Он позволяет определить исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала
На основании данных предварительного контроля учитель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на уроках с конкретной группой, намечает пути устранения выявленных пробелов в знаниях учащихся.
Текущий контроль является одним из основных видов проверки становления знаний, умений и навыков учащихся.
Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью учащихся и его корректировка. Поскольку этот вид контроля будет осуществляться в процессе становления речевых умений, то основным объектом контроля будет степень сформированности языковых умений и навыков. В отдельных случаях возможен контроль какого-либо отдельного вида речевой деятельности, так как овладение речевой деятельности можно представить как процесс.
Текущий контроль позволяет видеть процесс становления умений и навыков, вовремя заменять отдельные приемы работы, их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы учащихся.
Периодический контроль позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по определенным темам. Он предусматривает проверку овладения учащимися достаточно большого объема материала. Такой контроль проводится на специально запланированных уроках несколько раз в четверть или семестр. Примером периодического контроля могут служить контрольные работы, обобщающие уроки, зачеты. С помощью данного вида контроля обобщается и усваивается целый раздел, выявляются логические взаимосвязи с другими разделами.
Итоговый контроль направлен на проверку конечных результатов обучения, выявления степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения иностранного языка.
Итоговый контроль – это контроль интегрирующий, именно он позволяет судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходят более углубленное обобщение и систематизации усвоенного материала, что позволяет поднять знания на новый уровень.
Достаточно перспективным на начальном этапе обучения является использование изобразительной деятельности в качестве контролирующей формы при овладении коммуникативным умением чтения, что позволяет повысить интерес и привлечь внимание школьника к чтению через рисование.
При использовании рисования в качестве нетрадиционной формы контроля контролируется как степень понимания прочитанного, так и степень сформированности языковых и речевых навыков. Данная форма проверки может осуществляться при поисковом чтении на начальном этапе формирования этого вида, чтобы привлечь учащихся, чтобы заинтересовать их. Рисунок учащегося может являться отражением его восприятия извлеченной информации. В процессе работы над рисунками к тексту нужно предложить ученику сопровождать свою деятельность комментариями к изображениям. На этапе формирования поискового чтения, ученики охотно рассказывают о нарисованном, дополняя вербально то, что не удалось нарисовать.
В качестве домашнего задания учитель, предварительно разбив текст на смысловые отрезки, может предложить учащимся разные задания к тексту и нарисовать к нему иллюстрации. Это могут быть как отдельные рисунки главных героев, так и сюжетные картинки. По усмотрению учителя рисунки могут сопровождаться некоторыми фразами, которые ученики выписывают
из текста под рисунками. Такая работа позволяет школьникам не только развивать коммуникативные умения в чтении, но и формировать орфографические навыки. Другими словами, взаимосвязь чтения с другими навыками и умениями может осуществляться посредством изобразительной деятельности (13,49).
Можно предложить и следующее задание: художник нарисовал несколько животных, но перепутал их названия и описания, найдите эти ошибки.
Также предлагаются и задания следующего типа:
1) нарисуйте главных героев прочитанного вами рассказа;
2) выберите и нарисуйте главное действие в рассказе;
3) нарисуйте наиболее понравившихся вам героев;
4) нарисуйте того, кто вам не понравился и так далее.
Можно предложить следующие задания, если мы хотим проконтролировать понимание с выборочным пониманием текста (поисковое чтение):
1) прочитайте текст и скажите, чему он посвящен;
2) найдите известные вам географические названия;
3) выберите вариант, уточняющий смысл понятия (дается предложение, к которому приводится несколько пояснений; нужно выбрать правильное);
4) расположите факты в той последовательности, в которой они изложены в тексте;
5) определите основную идею текста, выбрав один из предложенных вариантов;
6) найдите в тексте предложения, которые иллюстрируют картинки;
7) выберите из текста 3-4 предложения, передающие основные события.
Так же можно дать творческое задание на дом:
1) прочитайте рекламу для покупки квартиры и выберите тот вариант, который вам кажется наиболее приемлемым; обоснуйте свой выбор;
2) прочитайте расписание движение поездов и выберите поезд, на котором вам было бы удобнее поехать в гости к другу; обоснуйте свой выбор.
Такие и подобные задания можно предлагать для того, чтобы проверить умение »выхватывать» необходимую информацию, названия, цифры, имена и так далее.
Контроль поискового чтения может проводиться и в игровой форме, например:
1. Игра «Разрезанные тексты». Учащиеся получают наборы карточек с наклеенными на них отрывками текста. Задания: 1) составить из отрывков единый текст; 2) определить, из какого текста взяты эти отрывки (предложения). Найти им соответствующее место в тексте.
2. Игра «Справочное бюро». Участники игры должны, быстро просмотрев тексты, сообщить «туристам» интересующую их информацию о стране изучаемого языка (13,54).
Они стимулируют интерес учащихся к содержательной и языковой стороне текстов, побуждают с большей ответственностью относится к чтению.
Обмен такими материалами между учителями, работающими на параллели. Такой обмен позволяет преодолеть стереотипность заданий, генерируемых одним учителем и уменьшить нагрузку по подготовке к уроку. А.В.Кушнир считает, что процедура локального контроля должна быть максимально простой и опираться, в идеале, на интеллектуальную единичную операцию.
Упражнения на узнавание сигналов-опор, облегчающих поиск.
1. Опираясь в основном на термины, отражающие искомую информацию, найдите эту информацию в статье (подборке статей, книге, журнале, газете).
2. Опираясь на термины, отражающие искомую информацию, найдите нужную вам информацию в тексте.
3. Найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней.
4. Найдите в конце каждого раздела (главы, параграфа) указания на проблематику следующего.
5. Опираясь на соответствующие термины и средства межфразовой связи, найдите авторские выводы по интересующему вопросу.
6. Найдите в первом (первых) абзацах каждого раздела (главы, параграфа) формулировку рассматриваемой проблемы.
Текстовый этап.
1. Прочтите первое предложение (первый абзац), определите вопросы (проблемы), которые будут рассматриваться в тексте.
2. Прочтите последнее предложение (абзац) и предположите, какое содержание могло предшествовать данному выводу.
3. Просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему.
4. Просмотрите текст, найдите его фрагмент, который представляет для вас особый интерес, и объясните почему.
5. Скажите, какому из указанных вопросов уделяется в статье особое внимание.
Упражнения на определение частей текста, которые представляют интерес с точки зрения читающего.
1. Просмотрите предложенные вам тексты и подберите из них факты, которые относятся к теме…(которые могли бы служить иллюстрацией к тезису, утверждению…).
2. Укажите в тексте абзацы (в журнале – статьи, в книге – главы, в главе – параграфы), в которых содержатся данные о… (характеристики…).
3. Найдите в статье определение (вывод, формулировку проблемы; термин, обозначающий…) и зачитайте вслух.
4. Найдите в тексте факты, упомянутые в аннотации (резюме).
5. Отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы.
6. Найдите в тексте факты, которые дают основание сделать выводы, составить тезисы.
7. Найдите и отметьте в тексте места, относящиеся к… (характеризующие…)
Послетекстовый этап.
Упражнения, контролирующие умение находить в тексте (текстах) конкретную информацию.
1. Зачитайте вслух из текста (текстов) факты, которые относятся к теме … .
2. Выпишите из текста факты, которые могли бы служить иллюстрацией к тезису … .
3. Подчеркните в тексте определение (вывод, формулировку проблемы; термин, обозначающий …).
4. Назовите заглавие текста, в котором вы нашли интересующую вас информацию.
5. Укажите страницы книги (журнала, газеты, технической документации), на которых рассматривается проблема о … .
Таким образом, мы можем рассматривать чтение видом речевой деятельности, который является эффективным способом профильной подготовки учащихся .
Опубликовано 4.05.2023 в категории Теоретические вопросы | Комментарии к записи ELT: Чтение как эффективная система профильной подготовки учащихся отключены
Количество слов: 3582 | Количество просмотров: 145 просмотров | Печать
Комментарии закрыты.