4 модели изучения ИЯ
В новых социальных и экономических условиях развития столицы язык превращается в важный элемент международных и межличностных отношений с представителями других государств. Таким образом, важность качественного изучения иностранных языков диктуется задачей включения международного аспекта (наряду с федеральным и региональным) в языковое образование столицы.
Развитие московской системы языкового образования связано, прежде всего, с ее децентрализацией и созданием условий для творческой инициативы педагогических коллективов. В образовательных учреждениях г. Москвы функционируют четыре модели изучения иностранных языков, две из которых предназначаются для общеобразовательных школ, а две – для гимназий, лицеев и школ с углубленным изучением иностранных языков. Возможно сочетание нескольких моделей в одном учебном заведении.
Первая модель (базовый курс) предполагает обязательное изучение иностранного языка на средней ступени с 5 по 9 класс (как и в целом по России). На его изучение выделяется 15 недельных часов (3 часа в неделю в каждом классе в соответствии с базисным учебным планом общеобразовательных учреждений), что должно обеспечить базовый уровень обученности школьников.
Вторая модель (базовый курс повышенного уровня) предполагает достижение учащимися к концу 9 класса повышенного уровня владения иностранным языком за счет раннего начала его изучения (с 1 или 2 класса). При благоприятных условиях начало обучения может быть в детском саду. Во второй модели, как и в первой, основу составляет обучение на средней ступени.
В старших (10-11) классах первой и второй моделей учащиеся выбирают курс для изучения иностранного языка в виде поддержки базового уровня (в Московском региональном базисном плане с 2000/2001 учебного года для этого выделяется по 2 часа в неделю в 10-11 классе), либо как некоторое его углубление или профилирование с добавлением часов за счет школьного компонента. Для реализации таких иноязычных курсов на старшем этапе необходимо минимально 3-4 часа еженедельно в течение 2 лет.
Третья модель (базовый курс высокого уровня) ориентирована на углубленное изучение иностранного языка с 1 или 2 класса начальной школы (при благоприятных условиях с детского сада) по 9 класс. За счет часов базисного учебного плана и школьного компонента на изучение иностранного языка выделяется не менее 3 недельных часов в начальной школе и 5 недельных часов – в основной.
В старших классах данной модели изучение иностранного языка организуется как углубление коммуникативных умений, достигнутых в девятилетней школе в рамках профильно-ориентированного обучения: гуманитарного, естественнонаучного, экономического. Изучение второго иностранного языка (факультативно) должно обеспечить уровень владения иностранным языком у учащихся не ниже базового (2 часа в неделю – с 5 класса; 3 часа в неделю – с 7 класса).
Четвертая модель предполагает обязательное углубленное изучение двух иностранных языков и факультативно – третьего. Основной курс по первому иностранному языку начинается в 1 (2) классе. В 7-11 классах вводятся интегративные модульные курсы и преподавание отдельных предметов на иностранном языке. На изучение иностранных языков часы выделяются за счет базисного учебного плана и школьного компонента. Используются возможности дополнительного образования во второй половине дня и школьных каникул (учебные поездки, интенсивные курсы и т.д.).
Обновление содержания обучения иностранным языкам, обеспечивающее достижение соответствующего уровня коммуникативной компетенции, предусматривается для каждой из описанной выше моделей и представлено в соответствующих Московских региональных программах. В каждой из программ определенное место отводится всем компонентам содержания обучения: формируемым коммуникативным умениям, языковым и социокультурным знаниям, умениям и навыкам.
Следует однако констатировать, что обновление содержания языкового образования пока еще не привело к существенному изменению форм итогового контроля уровня владения иностранным языком, что, безусловно, тормозит процесс позитивных перемен в обучении.
Не вызывает сомнения тот факт, что итоговая аттестация значительно влияет на весь процесс обучения иностранному языку, либо стимулируя реальное внедрение новых, коммуникативно-ориентированных форм и методов работы, либо искусственно сохраняя неэффективные технологии обучения.
В связи с этим для экспериментальной апробации предлагается новый подход к организации и содержанию итоговой аттестации в 9 и 11 классах всех типов образовательных учреждений, осуществляющих обучение иностранному языку в рамках четырех моделей.
Опубликовано 29.08.2022 в категории Теоретические вопросы |
Количество слов: 603 | Количество просмотров: 411 просмотров |

Метки: английский язык теория, практический материал, теоретические вопросы по английскому