Возможности и перспективы внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс
Отличительными признаками персонального компьютера (ПК) в качестве электронного ТСО является автоматичность и наличие обратной связи. Дидактическими преимуществами ПК по сравнению с другими средствами обучения – полифункциональность, интерактивность, диалоговое взаимодействие, многообразие режимов и организационных форм работы.
В компьютерной дидактике важными считаются следующие принципы:
обусловленность, необходимость, информативность, надежность.
Принцип обусловленности предполагает четкое определение условий в применении ПК в зависимости от содержания, цели и этапов обучения, возрастных особенностей, методов обучения.
Принцип необходимости обуславливает применение ПК только в том случае, если это позволяет повысить эффективность учебного процесса по какому-либо параметру, т.е. увеличить скорость усвоения материала, активизировать речевую деятельность, достичь учебной цели наиболее рациональным способом, облегчить работу преподавателя и обучаемого, сократить время обучения.
Принцип информативности раскрывает преимущество ПК в качестве средства справочно-информационного обеспечения учебного процесса.
Принцип надежности позволяет провести «ревизию ЗУН» в кратчайшие сроки с наивысшей степенью объективности.
Специфические принципы компьютерной дидактики – диалоговое взаимодействие, интерактивность, адаптивность, дружеский интерфейс.
Диалоговое взаимодействие – принцип человеческого общения в обучающей системе ПК.
Интерактивность – показатель дидактической эффективности и высокой степени интеллектуальности обучающих систем ПК.
Адаптивность – возможность приспособления обучающих систем ПК к особенностям конкретного процесса обучения, обеспечения индивидуального темпа работы и способа разложения материала, осуществление оптимальной стратегии управления процессом обучения.
Дружеский интерфейс – положительный эмоциональный фон в процессе обучения с использованием ПК, удобные формы обмена информацией, оптимальный темп и ритм взаимодействия, наличие средств помощи и обратной связи, наличие средств защиты от ошибок.
Возможности использования ПК в обучении определяются его способностью к имитации речемыслительной деятельности человека по переработке текстовой информации.
ПК выступает в роли преподавателя и репетитора, средства воссоздания условий деятельности, обучаемого, инструмента деятельности эксперта;
Возможности использования ПК не ограничены, функции рассматриваются в качестве обучающего и в качестве инструмента деятельности. Виды компьютерных средств разнообразны: текстовые редакторы, базы данных, экспертные системы, Интернет.
Функции компьютера в качестве инструмента деятельности учителя позволяют применять его для оптимизации управления обучением, повышения эффективности и объективности учебного процесса при значительной экономии времени учителя по следующим направлениям:
— получение информационной поддержки;
— диагностика, регистрация и систематизация параметров обучения;
— работа с учебными материалами (поиск, анализ, оформление, создание);
— организация коллективной работы;
— осуществление обучения;
Важное достоинство ПК как инструмента деятельности учителя – это анализ деятельности ученика, возможность точно и оперативно строить деятельность на основе индивидуальной схемы гибкого управления обучения. В основе деятельности лежат принципы дидактики.
Принцип созидательности в условиях компьютерного обучения обеспечивается возможностью выбора сознательным учеником собственной стратегии достижения учебной цели. ПК может предоставлять новую информацию по запросу учащегося именно в тот момент, где он осознает ее необходимость.
Принцип доступности реализуется благодаря ориентации процесса на возрастные особенности пользователей, на уровень владения ПК.
Принцип активности заложен в самом процессе компьютерного обучения, поскольку инициатором работы всегда является пользователь. Взаимодействие является интерактивным, т.е. обоюдно активным. Именно интерактивность рассматривается как показатель дидактической эффективности компьютерной обучающей системы и компьютерных программ по русскому языку.
Принцип систематичности и последовательности воплощается по средствам последовательной подачи порций системно-организованного учебного процесса.
Принцип прочного усвоения знаний носит гарантированный характер благодаря наличию постоянной обратной связи, увеличению времени на индивидуальную тренировку и широкую сеть возможности самостоятельной работы для ликвидации пробелов знаний.
Принцип учета индивидуальных особенностей осуществляется благодаря мощному потенциалу компьютерных средств по адаптации к нуждам конкретного пользователя:
— широкий выбор компьютерных программ;
— индивидуальный темп работы;
— индивидуальный набор средств поддержки обучения (справочных материалов, ключей, подсказок);
— адаптивные формы предъявления учебного материала (по объему, форме и режиму).
Принцип наглядности реализуется возможностью использования всех видов вербальной и невербальной наглядности:
— статических визуальных средств (тексты, рисунки, схемы, таблицы, графики);
— динамических визуальных средств (мультипликация, видеодорожка);
— аудитивных средств (музыка, шумовое и текстовое сопровождение);
Использование мультимедийных технологий – не «панацея», оно оправдано тогда и только тогда, когда их применение повышает скорость усвоения, объем, качество приобретаемых знаний, умений и навыков по сравнению с традиционными образовательными технологиями, способствует более точному формированию понятий и образов, представляет учащемуся дополнительные средства для самореализации.
Виды распространенных компьютерных программ:
демонстрационные программы, электронные справочники и энциклопедии,
программы-тренажеры, электронные учебники и программно-методические комплексы по предметам, обучающие игры, средства дистанционного управления, средства моделирования и конструирования.
Обучающая программа должна давать учителю и ученику средства и возможность, которые не могут быть представлены традиционными формами обучения или недоступны в школе по соображениям безопасности или себестоимости.
Может быть, мы с вами приблизим то время, когда компьютер будет таким же традиционным и бесспорным инструментом и средством обучения, как мел и доска.
Опубликовано 5.09.2022 в категории Методика |
Количество слов: 699 | Количество просмотров: 317 просмотров |

Метки: английский язык обучение, компьютерные технологии в английском, методика преподавания английского