Проект модели адаптационного обучения. Английский язык как второй иностранный
Программа адаптационного обучения помогает при обучении учащихся, которые приходят в гимназию, не изучая английского языка. Таким образом важно построить работу по обучению АЯ, основываясь на знаниях, умениях и навыках, полученных при изучении других иностранных языков. Многолетняя работа с такими учениками сформировала специфику обучения второму ИЯ. А, именно, взаимодействие двух иностранных языков в процессе обучения (нем. + англ., фр. + англ.). Исходя из данного, обучение второму ИЯ имеет существенные особенности:
1. Изучение двух ИЯ порождает следующие закономерности:
а). возникают проблемы интерференции не только среди родного языка, но и со стороны ИЯ1;
б). вместе с тем возникают и большие возможности для дополнительного переноса;
2. Интерференция охватывает все лингвистические уровни языка (фонетический, лексический, грамматический, орфографический)
3.Положительны перенос может иметь место на четырех уровнях:
а). на уровне речи мыслительной деятельности: чем большим количеством человек владеет, тем больше развиты его речемыслительные механизмы (память, механизмы продуцирования, выбора и комбинирования и др.)
б). на уровне языка: сходные лингвистические явления переносятся учащимися на ИЯ2 и облегчают тем самым их усвоение
в). На уровне учебных умений, которыми обучающийся овладел в процессе обучения ИЯ1
г). На социокультурном уровне (близость европейских культур)
Отсюда вытекают принципы обучения АЯ как второму иностранному:
- Обучение по аналогии;
- Интегративный характер обучения (родной язык +ИЯ1 +ИЯ2)
- Сопоставительный характер обучения (с одной стороны) и контрастивный (с другой стороны)
- Принцип экономии и интенсификации обучения
Названные выше принципы обучения реализованы в серии УМК «ОК» и «Look Ahead». Это — главный плюс учебников.
Из опыта работы по учебникам адаптационного характера
(при обучении английскому как второму ИЯ)
В гимназии второй иностранный язык изучается с 5 класса. Как показывает практика хороший уровень владения ИЯ1 позволяет учащимся значительно интенсивнее овладеть английским языком. Основные навыки обучения ИЯ уже приобретены, что используется учениками на уроках ИЯ2. Ученики ищут опору в собственных знаниях и опыте, используют подсказки, данные в учебнике, делают выводы. Они успешно находят параллели в двух языках. Немецкий и английский языки относятся к одной группе языков и имеют много общего: в области словаря, в структуре предложения (наличие глагола связи, которая отсутствует в родном языке), в образовании временных форм (от трех основным форм глагола). Очень большую помощь ученикам оказывает значительный пласт английских слов, узнаваемых при зрительном восприятии: интернационализмы, заимствования. При учении ИЯ2 ученикам легче работать с лексическим и грамматическим материалом потому, что они научены этому на уроках ИЯ1. Дети проявляют большую самостоятельность, понимают необходимость изучения двух и более иностранных языков, приучены работать со словарем.
В ряде случаев мы сравниваем английский язык с русским. Обучение второму ИЯ идет интенсивнее, т.к. владение латинским шрифтом значительно сокращает процесс обучения письму. Следовало только разъяснить различия звукобуквенных соответствий в немецком и английском языках.
Учащиеся, начинающие учить второй язык, всегда проходят адаптационный этап. Ученики, которые начинают изучать ИЯ2 не с 5 класса, а позднее требуют индивидуального графика работы.
Опубликовано 17.09.2022 в категории Методика |
Количество слов: 434 | Количество просмотров: 376 просмотров |

Метки: английский язык обучение, компьютерные технологии в английском, методика преподавания английского