Контроль творческой активности учащихся
В работе учителя мы прослеживаем несколько задач: одна из задач – дать знания, другая – заставить учится, третья – «ревизия» знаний.
Контроль знаний – удел учителя (и ученика!!!) всегда необходим. Процедура эта, порой, утомительна, да и времени урока жаль. Таким образом, перед нами задача-противоречие: проверить как можно больше материала, проверять знания как можно чаще и, при этом, затратить минимум сил и времени. Существует целая индустрия в методике – тестирование. Цель (в идеале) следующая – разработать такую технологию тестирования, которая позволит учителю видеть объективную картину сформированности знаний, умений, навыков у учащихся, тестирование, которое поможет держать учащихся в «тонусе». Ушла в прошлое практика поурочного контроля, материал дается большими блоками, изменились и виды контроля. Но прежними остались вопросы, которые должен ставить учитель при организации любого контроля (тестирования):
форма тестирования?
необходимо ли?
мотивированно ли?
своевременно ли?
не формально ли?
эффективно ли (для учащихся, учителя)?
В планировании контроля и отслеживания качества знаний по ИЯ есть, несомненно, особенности:
- Качество знаний по ИЯ должно оцениваться не только по объему (образовательный стандарт + гимназическое знание), но и потому, насколько учащиеся умеют ими пользоваться в решении познавательных задач на обобщение, сравнение, анализ и т.д.).
- Кроме того, в центре внимания работы учителя ИЯ находится задача формирования интеллектуальных и коммуникативных умений, отслеживание которых тоже требует определенной системы контроля. С учетом этих особенностей планируются и формы контроля, и отслеживание результатов обученности по данному предмету.
Говоря о контроле в целом, мы конечно же имеем в виду его составные части: цель, содержание, форма, специфика проверки (marking). Каждая часть имеет свою расшифровку.
Особого внимания требует контроль творческой активности учащихся. На данный период не существует методических рекомендаций и технологий на эту тему. Поэтому сформировался свой стиль работы по определению сформированности и объему творческого потенциала учащегося.
Творческая активность учащегося «развивается» циклообразно:
Первый виток – вход в проблему, умение понять актуальность вопроса, его важность. Качество творческой активности, самостоятельность в учебно-познавательном процессе учащихся на уроке характеризуется, прежде всего, уровнем аналитического мышления у них. Известно, что начало процесса мышления, сам процесс мышления определяются прежде всего знаниями. Без знаний, хотя бы самых элементарных, невозможна активная умственная деятельность. Учащийся не может творчески мыслить.
Второй виток – итак, учащийся не может творчески мыслить, проявить глубину ума, гибкость, сообразительность, не располагая определенными знаниями. На данном витке определяется не только «количество» знаний, но и умение учащегося оперировать накопленным материалом. Чем шире, прочнее знания учащегося, тем выше у него уровень анализа и синтеза, обобщение и абстрагирования, тем свободнее он оперирует своими конкретными знаниями.
Третий виток – определение умения учащихся планировать свой ответ, ход решения поставленной задачи, последовательность действий.
Четвертый виток – определение умения учащихся заинтересовать своей идеей окружающих, вовлечь в творческое решение своей задачи других учащихся.
Пятый виток – определение умения учащихся анализировать и оценивать итоги своей деятельность и деятельность своих товарищей по учебе. Основа этого – навык контроля и самоконтроля, т.е. постоянное наблюдение учащихся за собственной работой, за работой своих товарищей, анализ и самоанализ, нахождение собственных ошибок и ошибок товарищей по учебе; исправление их, способность совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность.
Творческая работа на уроке дает возможность:
— обеспечить учащимся широкую образовательную культуру;
— максимально развить интеллектуальные способности, научить мыслить независимо, критически, альтернативно;
— создать широкие условия для воспитания компетентности, уверенности в себе при решении возникающих проблем;
— развить коммуникативные навыки, научить работать в группе, уважая мнение других людей, понимая ценность плюрализма, взаимопонимания;
— формирования устойчивых гражданских и духовно-нравственных качеств;
— расцвета собственной личности.
Опубликовано 13.09.2022 в категории Методика |
Количество слов: 581 | Количество просмотров: 274 просмотров | Печать
Метки: английский язык обучение, компьютерные технологии в английском, методика преподавания английского