home portfolio music music video contact links rss
Всего статей - 146
 логин   
 пароль
| Регистрация

Общий раздел

Для учеников

Мультимедиа

Дополнительно

Облако меток

best (7)
Welcome (1)
Внеклассная работа (12)
Дидактические материалы (17)
ИКТ (6)
Методика (29)
Работы учащихся (42)
Сценарий уроков (22)
Теоретические вопросы (7)
Тесты (1)

Это flash облако тегов вы можете найти на сайте "WordPress плагины". Для показа облака необходим Flash Player 9 или выше.

Формирование исследовательских компетенций через проектную деятельность учащихся

На протяжении последних десятилетий педагоги различных стран пытаются найти пути создания на каждом уроке атмосферы, способствующей творческому применению каждым ребенком своих знаний. Одним из инновационных методов, позволяющих ученикам обучаться в творческой, креативной атмосфере, является метод проектов.

Я часто использую метод проекта на уроках, потому что он имеет ряд достоинств: он хорошо вписывается в учебный процесс, интегрируясь в реальную урочную систему, и позволяет достичь поставленных целей другими, альтернативными методами. Эта технология обеспечивает как успешное усвоение материала, так и интеллектуальное развитие.

Метод проектов – это всегда самостоятельная деятельность учащихся (индивидуальная, парная, групповая), которую они выполняют на уроке и дома, в библиотеке или компьютерном классе. Это всегда решение какой-то проблемы, и для выполнения задания необходимо использовать разнообразные методы и средства обучения, знания из различных областей наук.

Проекты серии «How Well Do We Know Ourself?» («Насколько хорошо ты знаешь себя?») и «The Life as We See It» («Жизнь какова она есть»), выполненные учениками 10-11 классов в 2006-2007 уч. году представляют собой работы-размышления. Ребятам удалось понять и раскрыть суть темы. Их проекты помогают им самим, их сверстникам понять особенности существования, сосуществования. Это философские рассуждения о христианских ценностях, природе юмора и типах темперамента. Поколение NEXT… Это так сложно. Это так непонятно. Это так интересно. Данные работы дали ребятам возможность задуматься над проблемой самосовершенствования, понять каким хотят видеть его окружающие люди, лучше понять своих сверстников. Пока живу – совершенствуюсь…

Задача проектов – заставить задуматься над собственным Я, увидеть себя в мире сверстников, понять свое назначение в этой жизни.

Цели проектов:

  • учить анализировать собственную деятельность, взаимодействие с окружающим миром
  • учить видеть социальную сторону своего существования
  • учить видеть свои недостатки, плюсы и минусы своего характера, планировать и корректировать собственную траекторию развития

Структура проекта многослойна. В первой части учащиеся пытаются найти ответы на многие вопросы, важные для них:

Почему люди такие разные?

Как определить людей «плохих» и «хороших»?

Почему люди делают такие разные выводы из своих поступков?

Существует ли психология криминала

(или это плохое воспитание)

Характер – это дано природой?

Может ли человек изменить свою судьбу.

Алгоритм работы над проектом

I этап работы – этап мотивации.

Работу над любым материалом начинаю не с учебника, а с обозначения проблемы, с создания ситуации общения равных собеседников. Мотивацией может заметка из газеты, журнала, телевизионной передачи. Мой опыт подсказал, что формированию интереса и личностного восприятия материала способствуют:

—         выдвижение в качестве предмета обучения проблем, не имеющих однозначного решения;

—         акцентирование внимания на проблемах, интересующих, в первую очередь, самого учащегося.

Этот этап очень важен, т.к. от него зависит, в большой степени, успех работы над материалом. Часто учащиеся получают опережающие домашние задания (установка на проблему).

II этап работы – этап информационного обеспечения.

На этом этапе происходит мощная информационная загрузка (все компоненты УМК) + материалы Интернета + периодика. Задача данного этапа – дать учащимся возможность познакомиться с полным объемом информации по данному вопросу.

III этап работы – этап первичной обработки информации (личностный).

Восприятие любого материала имеет яркую личностную окраску: происходит  первичный анализ материала, согласно опыту, знаниям, интересам учащихся. Один и тот же материал воспринимается  по разному.

IV этап работы – этап первичной обработки информации (коллективный).

Создаются предпосылки для коллективной работы над материалом. Именно на этом этапе продолжается сбор информации, обмен мнениями, появляются первые идеи, мотивы, которые могут заинтересовать собеседников. Задача учителя на данном этапе – умение поставить цель, заострить противоречия между поставленной целью и имеющимися на данный момент у ученика знаниями и умениями, предложить систему частично-поисковых задач, способствующих приобретению новой информации, способов действия. На этом этапе происходит определение «белых пятен» в контексте, определяется тема и подтемы, формулируются основные мысли (на уровне гипотезы), составляется первоначальный план работы. Появляется «поле эмоционального тяготения», т.е. склонность и желание ученика работать над тем или иным аспектом данной проблемы. Происходит формирование групп «по интересам».

V этап работы – этап вторичной обработки информации      (в группах).

Каждая группа работает над определенной идеей, аспектом проблемы. Происходит самостоятельное конструирование проблемных ситуаций, выявление противоречий там, где все казалось привычным и простым, происходит обмен информацией (на более конкретном уровне), корректировка плана, уточнение темы, основной мысли, проводится поисковая работа согласно плану, составляются обобщающие таблицы. Группа работает над минипроектами.

VI этап работы – этап дополнительной информации.

Этот этап предполагает умение сопоставлять имеющиеся знания и новую информацию. В процессе работы в группах ученики непременно столкнутся с проблемой «нехватки» материала. Появляются материалы проблемного характера, часто происходит ломка стереотипа восприятия той или иной ситуации. Появившиеся проблемы позволяют взглянуть еще раз на объект изучения, но уже под углом «не решенных» вопросов, выступающих уже как парадоксы, что позволит учащимся обратиться к ним еще раз.

VII этап работы – этап осмысления, сравнения, анализа и коррекции.

С мой точки зрения, этот этап самый важный в работе, т.к. именно здесь происходит «рост» человека, становление личности. На этом этапе ребята учатся анализировать, сравнивать, делать обобщения, проводить коррекцию; не только отстаивать свою точку зрения, но, иногда, и иметь смелость признать ошибки, исправить их и выработать свое понимание проблемы (этап эвристического озарения).

Дидактическая модель: «через углубление познания к творческой активности» с учетом мотивационно-прагматических установок личности учащихся САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ à ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА УРОКЕ à САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ДЕЙТСВИЕ НА БОЛЕЕ ВЫСОКОМ УРОВНЕ  (решение задач, предполагающих перенос знаний и способов действия в новую ситуацию). Конечная цель – становление творческой личности, ее самореализации, готовность к преобразующей деятельности. На этом этапе учащиеся обычно проводят дополнительные социологические  исследования, анкетирование, подводят итоги.

Заключительный этап – проект (индивидуальный, парный, групповой).

Учащиеся 10-11 классов выполнили много проектов по УМК «English X-XI». Хочу познакомить Вас с результатами труда учеников неязыковых классов 10 «Б», 10 «В», 11 «Б» и 11 «В». Эти классы и представляли наибольшую трудность для учителя английского языка, т.к. еще пару лет назад было множество причин, мешающих достижению оптимального результата по ИЯ. В самом общем рассмотрении их может быть три:

а) ученику не хватает способностей в изучении предметов

гуманитарного цикла и у него образовались пробелы в освоении материала (индивидуальная сторона)

б) ученик не умеет учиться, т.е. не сформирован в достаточной

мере навык учебной деятельности (субъективная сторона)

в) ученик достаточно «прохладно» относится к предмету: у

него низкий уровень интереса и мотивации

Мои ученики, главным образом, уделяли максимум внимания и сил на изучение профильных предметов – математики, экономики, истории, права и т.д. С появлением УМК «English X-XI» картина изменилась, по меткому выражению одного из учеников, они «забыли, что учат английский», материалы УМК на столько интересны и своевременны для них, что иностранный язык стал выступать только средством познания нового. Темы проектов выбираются учениками из предложенных или формулируются самими участниками проекта. Минипроекты обычно небольшие по объему, но требуют ознакомления с достаточно большим количеством информации, ее переработки, осмысления и представления в форме резюме, таблиц, схем. Наиболее удачные проекты: «Мир женщин» (Лоренгель Т., 10Б), «Русские» (Тисленко Т., 10Б), «Феминизм: за и против» (Шорикова О, 11Б).

Особенностью работы неязыковых классов является недостаточное количество часов для изучения материалов УМК. На изучение английского языка (I иностранный язык) отводится 4 часа в неделю, поэтому приходится давать материал крупными блоками, увеличивать количество материала для самостоятельного изучения. Проектная методика работы как нельзя лучше подходит для работы в данных условиях. Такой вид работы по душе моим ученикам. Несмотря на то, что в работах встречаются ошибки (сказываются пробелы в языковой подготовке), работы показывают главное – ребята увлечены. Я думаю, их работы похожи на птичье гнездышко – шаг за шагом, страничка за страничкой, они отовсюду несут туда веточки вдохновения. Иногда их работы несовершенны, иногда – откровенно слабы. Это с моей точки зрения. Но они как зеркало отражают уровень языковой подготовки и становления своего «Я» на данный момент. Своего рода мониторинг. Они заставляют задуматься. Они вносят коррекцию в деятельность и ученика, и учителя…

Проектная работа – это принцип «фейерверка». Не каждой звездочке удается быть неотразимой, но они – звездочки. Каждая звездочка выбирает свой путь полета, у одних он длинный, у других… Самое главное – ситуация успеха, открытое информационное пространство, постоянное совершенствование фонда умения.

«ХОЧУ» – «МОГУ» – «УМЕЮ» – «Я САМ» …

Таким образом, происходит формирование исследовательских компетенций через проектную деятельность учащихся.


Опубликовано 21.08.2012 в категории Методика |
Количество слов: 1258 | Количество просмотров: 430 просмотров | Печать Печать
Метки: , ,

Оставьте комментарий




:wink: :-| :-x :twisted: :) 8-O :( :roll: :-P :oops: :-o :mrgreen: :lol: :idea: :-D :evil: :cry: 8) :arrow: :-? :?: :!:

(обязательно)



Автор сайта

Щукина Надежда Михайловна
учитель английского языка, зав. кафедрой ИЯ, Заслуженный учитель РХ, МОУ “Гимназия”, г.Абакан, р. Хакасия.

Подробнее...


Голосование
    Sorry, there are no polls available at the moment.

Цитаты
“Envy is the ulcer of the soul.”
- Socrates

Галерея

сиалис санкт петербург