Домашнее задание современного школьника
от домашнего обременения к индивидуальному образовательному маршруту
(создание ситуации успеха)
Щукина Н.М., учитель английского языка
Радость в любом виде труда школьника возникает от сознания достигнутого. Радость возникает, если есть успех, который окрыляет человека. Поэтому, смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Ситуация успеха важна на любом этапе урока, в том числе, при подготовке домашнего задания.
Можно выделить следующие принципы хорошего домашнего задания
- Домашнее задание должно быть интересным. Конечно, невозможно, да и не нужно все задания сводить к юмору и интересным историям, но избежать явной серости просто необходимо.
- Задания должны затрагивать эмоции учеников. Об эмоциях при составлении домашнего задания обычно не говорят. То, что приятно, тот вопрос, который «раздражает», потому что хочется найти ответ – вот, что будет работать всегда. Дети по природе своей любознательны, ищите такие вопросы, которые будут не давать покоя день, два, неделю, но в итоге ученик узнает ответ сам или на уроке.
- Задания должны быть дозированными. Да, их не должно быть много, и не должно быть мало – мы должны найти свою «золотую середину». Постоянные сложные и объемные задания приведут к тому, что на предмет «забьют», слишком легкие задания станут казаться нормой, и ученики начнут лениться.
- Домашние задания должны быть разноуровневыми. Да, среди наших учеников есть «середнячки», а есть и увлеченные предметом, и, что греха таить, те, кому предмет не интересен вообще. Проще всего с середнячками. Но как быть с одаренными? Им нужны отдельные задания, дополнительные, специально для них , им нужна эта дополнительная пища для ума, они должны знать, что мы их ценим и считаем их уровень знаний высоким. Ну и для «середнячков» и просто незаинтересованных – задания, с которыми трудно не справиться. Думаю, ситуация успеха окрылит их.
- Домашнее задание должно быть оправданным. Не нужно задавать задание ради задания, поставьте хотя бы небольшую цель для каждого упражнения (как вариант, отработку тех или иных УУД, универсальных учебных действий), а потом сами или вместе с учениками посмотрите результат – достигнута цель или нет, каковы проценты достижения цели.
- Ученик должен иметь «обратную связь». Если связи нет, то есть задания не разбираются и не обсуждаются на уроке, то ученик никогда не узнает, достиг ли он цели, шагнул ли он вперед к новым знаниям. Ученик потратил свое время на задание, найдите и вы несколько минут, чтобы обсудить его работу. Такой мини–интерактив будет приятным дополнением к уроку.
Задание массивом. Например, учитель дает 10 заданий, из которых ученик должен сам выбрать. В рамках большой изучаемой или повторяемой темы может задаваться большой массив задач сразу (не к следующему уроку, а на более продолжительный срок). Стимулируется выполнение большого числа задач из массива релейными контрольными работами. Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания (учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.
Создание ситуации успеха через творческие домашние задания
Домашние задания имеют большое значение в развитии творчества учащихся. Стремясь к повышению качества и эффективности урока, следует выполнять основное правило: нет необходимости задавать на дом то, что достигнуто на уроке. Домашнее задание нужно давать тогда, когда его необходимость строго обоснована. Надо точно знать, какую цель преследует домашнее задание. Это важно для мотивирования заданной работы учащимся. Школьник работает совсем по-другому, когда знает, с какой целью он выполняет домашнее задание. Домашнее задание должно служить развитию личности учащихся. Чтобы обосновать необходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, нужно выявить взаимосвязь между видами деятельности, предлагаемым домашним заданием и теми личностными качествами, которые должны развиваться в этой деятельности. Учитель в своей практике часто использую творческие домашние задания и конкурсы, которые способствуют активизации обучающихся и повышению интереса к изучению предмета. Через эти задания можно осуществить межпредметные связи и показать сущность предмета. Ребятам очень нравятся задания, которые позволяют продемонстрировать их увлечения, интересы и кругозор. Творческие домашние задания создают ситуацию успеха.
Опубликовано 6.08.2023 в категории яВсе статьи | Комментарии к записи Домашнее задание современного школьника отключены
Количество слов: 621 | Количество просмотров: 11 просмотров | Печать
Комментарии закрыты.